О взаимоотношениях мамы и ребенка
Уважаемые родители, меня, как маму и психолога с большим стажем (более 20 лет), тревожат ваши заявления «Ребенок не слушается! Что делать?». А ребенку то, чуть больше года! Встречный вопрос — «какие будут ваши отношения с ребенком в младшем, подростковом и более старшем возрасте? Будете ли вы авторитетом, другом своего ребенка?». Попытаемся найти причины непослушания малышей.
Первое, что необходимо знать родителям и лицам, воспитывающим детей — это то, что их физическое и психическое здоровье (протекание беременности, роды, послеродовой период) влияют на развитие нервной системы ребенка, особенно головного мозга.
Второе условие, влияющее на установление положительного взаимоотношения «родитель-ребенок» — знание и учет индивидуальных особенностей детей. Родители, имеющие двух и более детей часто допускают ошибку — сравнивают успехи и достижения детей между собой. Вспомните свое детство. Было ли вам приятно, комфортно когда вам в пример родители ставили брата или сестру: «Посмотри, брат (сестра) лучше учатся, лучше рисуют, не капризничают… и т.п.». Не хотелось ему (ей) отомстить? Не повторяйте таких ошибок. Сравнивать необходимо успехи и достижения самого ребенка. Обязательно отмечайте чему он научился сегодня. Хвалите, поощряйте. Так вы формируете у ребенка мотивацию на успех овладения и выполнения любого действия.
Основными причинами непослушания ребенка являются:
- эмоциональная отверженность со стороны родителей (недостаточный телесный контакт, отношение к ребенку как к более взрослому);
- несоответствие пола ребенка ожиданиям со стороны родителей (ребенка начинают воспитывать не по имеющемуся полу, а по желаемому);
- психологическая несовместимость ребенка с родителями (родители делают все быстро, а ребенок медленно);
- проявление со стороны ребенка защитных реакций;
- стремление ребенка достичь желаемое.
Часто причины конфликтов в отношениях с детьми кроются в собственном детстве родителей. Перенос позитивных и негативных детско-материнских отношений может переходить из одного поколения в другое. Данный процесс называется психологическое наследование взаимоотношений. Воспитывая свою дочку, вспоминала свою детские ощущения и переносила их малышку. Если мне было неприятно, обидно, в детстве, то почему я должна именно так поощрять или наказывать? Мне повезло с родителями! Но и они допускали ошибки. Например, могли отдать мою игрушку более маленькому ребенку. Уже мамой, вспоминая свое скрытое недовольство, всегда советовалась с ребенком: какие игрушки и кому можно отдать. Желаю вам научиться познавать и чувствовать своих детей!
Автор elenagunin