Играем с малышом

Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.

Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.

В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов. Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки. Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел «Детского мира». Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества. Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.

Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.

Таким образом, игра — активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе. Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину. И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями.

Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент — это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в «семью» мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.

Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.

Почему важна память и как ее развивать: младенчество

Память включается во все виды и уровни деятельности, лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний и личного опыта. Память обеспечивает единство психики, объединяя восприятие, мышление, воображение и речь, и придает психике индивидуальность. Развитие памяти происходит на протяжении всей жизни человека, а начинается с рождения от запечатления первых раздражителей: света, температуры среды, голоса, прикосновений, лица. Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, оставляют следы для первых предпочтений, личного опыта и новых форм поведения.

Безусловно, память в младенческом возрасте имеет определенные особенности.

Во-первых, она не функционирует как самостоятельный психический процесс, а возникает и развивается только внутри ощущений и восприятий. Ребенок запоминает образ мамы при многократном и постоянном воздействии множества материнских раздражителей. Результатом работы образной памяти становиться устойчивая реакция ребенка на знакомый образ — это улыбка, обращенная к близкому человеку.

Во-вторых, память новорожденного носит исключительно образный характер. Совокупность ощущений от многих одних и тех же объектов (близких людей, игрушек, предметов домашней обстановки) складывается у ребенка в определенные образы, которые становятся фундаментом образной памяти. К 3-4 месяцам дети узнают предметы, связанные с кормлением, к 5-ти узнают голоса близких людей, к 6-ти знакомые предметы. В 7-8 — могут показать знакомый предмет, а в 9- узнают знакомого человека после месяца разлуки. В год ребенок не только хорошо помнит взрослых и предметы постоянно его окружающие, но и легко воспроизводит действия игры и общения.

Таким образом, память младенца функционирует по принципу «запечатление — узнавание». Для полноценного развития данного механизма необходимо наличие двух условий:

1. Многократность и постоянство восприятия одних и тех же объектов.

2. Наличие эмоционального и речевого общения взрослого с младенцем.

На первом году жизни память ребенка носит исключительно непроизвольный характер. При запоминании малыши ориентируются совсем не на существенные признаки объектов, а на индивидуально избирательные или привлекательные. Чем меньше ребенок, тем легче его сбить с толку при узнавании, незначительно меняя объект. Малыш может не сразу узнать маму с новой прической или в незнакомой одежде, свою кроватку, если повесили балдахин и т. д.

Наряду с образной памятью в первый год жизни развиваются двигательная и эмоциональная. Основой развития двигательной памяти во многом являются врожденные рефлексы. Ребенок делает сосательные движения, если его развернуть и положить в положение «под грудь», схватывает предмет, ползает, ходит. В развитии двигательной памяти огромную роль играет взрослый, который взаимодействует с ребенком и обучает его действовать с предметами, учит новым движениям, поощряет двигательную активность.

Очень полезны для развития двигательной памяти игры-забавы с пальчиками. Это традиционные «ладушки», «сорока», а также игры, в которых в движение включаются отдельные части тела: голова, ручки, ножки («ку-ку», «коза-рогатая»).

Очень важно, чтобы взрослый выражал заинтересованность в совместной деятельности, радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым, создавая эмоциональное подкрепление тому, что должен запомнить ребенок.

Эмоциональная память наиболее ярко начинает проявлять себя во втором полугодии, когда ребенок демонстрирует определенные эмоции в связи с конкретными предметами или ситуациями, например, радуется, когда видит свою тарелочку, коляску или плачет, когда несут в ванную или собираются чистить ушки.

Предпосылки словесной памяти складываются только к концу первого года жизни, но интерес к речи взрослого возникает в первые месяцы, когда ребенок прислушивается к голосу матери, начинает гулить, а позже лепетать. Взрослый называет словом все окружение ребенка, и постепенно малыш связывает предмет со словом и запоминает название предметов и действий. Поэтому необходимо активное речевое общение с малышом. Обеспечение связи предмета и слова в памяти ребенка — это условие нормального познавательного развития, залог успешного обучения.

На первом году жизни закладываются все основные виды памяти: образная, двигательная, эмоциональная, словесная. Они формируются и развиваются только внутри непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого и в процессе манипулирования ребенка с предметами окружающего мира. Память в этом возрасте носит исключительно непосредственный характер и функционирует внутри других психических процессов.

Почему важна память и как ее развивать: ранний возраст

Вначале второго года жизни память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием, начинает интенсивно развиваться словесно смысловая деятельность. Все эти изменения связаны с развитием двигательных возможностей малыша, его активным передвижением в пространстве, развитием предметной деятельности и речевого общения.

Расширение личного опыта в этом возрасте составляет содержание памяти. Рассмотрим основные линии развития и воспитания ребенка в связи с возрастными особенностями его памяти.

Развитие предметных действий

На втором году жизни дети активно осваивают предметный мир, овладевают понятийным содержанием и функциональным назначением предметов. Развиваются бытовые навыки, координация, появляется автономность или способность действовать самостоятельно, без участия взрослого.

Образная память развивается очень активно, у ребенка формируются и сохраняются в памяти представления об объектах, их размере, свойствах, удаленности, направленности действий. Ребенок может узнавать предмет, которым не пользовался в течение нескольких месяцев. Он запоминает предмет уже по нескольким существенным признакам и узнает его при любом пространственном расположении.

Для развития запоминания необходимы:

1. Постоянство восприятия предметов и действий.

2. Уточнение взрослыми назначения предметов и закрепление двигательных навыков.

3. Постоянное словесное подкрепление взрослыми поведения ребенка.

Родителям в качестве методов развития памяти в раннем возрасте можно порекомендовать включать небольшие стихи, потешки, песенки в предметную и игровую деятельность, что способствует развитию, как образной, так и словесной, двигательной и эмоциональной памяти. Подбирайте такие по содержанию тексты, которые соответствуют бытовой или игровой ситуации (умывание, одевание, игра с куклой, лошадкой и т. д.). В качестве литературных произведений хочется посоветовать стихи А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой, В. Лунина и др.

Очень полезны игры со словом и движением, которые создают положительную эмоциональную обстановку и способствуют быстрому запоминанию и слов и игровых действий. Возьмите на заметку несколько таких забав.

«Комары и мошки»

Комары и мошки,

Тоненькие ножки

Пляшут на дорожке.

Ножками топ-топ!

Ручками хлоп-хлоп!

Близко ночь- Улетели прочь!

Приплясываем,

держа ручки на поясе

Топаем ножками

Хлопаем в ладоши

Машем ручками

«Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

Сидим на корточках

Шевелим ушками-ладошками

Хлопаем в ладоши

Прыгаем как зайчик

Развитие речи и общения

На втором и третьем году жизни общение ребенка с окружающими становиться преимущественно речевым. Ребенок переходит от пассивной речи к активной, его словарь растет, происходит усвоение грамматических форм, развивается понимание фразовой речи, совершенствуется произношение. В этом возрасте начинает активно развиваться словесно смысловая память, ребенок реагирует уже не на ритмическую структуру слова, а на его значение. Совершенствование речи позволяет направлять процесс запоминания. Непосредственный характер запоминания в этом возрасте уже возможно направлять в процессе организованного восприятия или наблюдения. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал определенными представлениями и мог устанавливать по примеру и вместе со взрослым простые соотношения между частями или свойствами наблюдаемого объекта.

Необходимо помнить, что излишне эмоциональный характер ситуации наблюдения будет мешать запоминанию, поскольку эмоции вытеснят смысловое содержание. Чтобы активизировать в памяти представления необходимо использовать беседы, рассматривание картинок, игры.

Развитие социальных отношений формирование норм поведения

Развитие словаря и расширение личного опыта приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы. И хотя они не регулируют пока его собственного поведения, ребенок запоминает их в связи с конкретными бытовыми ситуациями. Запоминает не только по словесному определению взрослым, но и по эмоциональному содержанию. Это первый серьезный этап нравственного становления человека, в котором память — главный координатор.

Для того чтобы ребенок как можно лучше и быстрее запомнил норму поведения, соблюдайте несколько простых правил:

  • используйте одну и ту же ситуацию для запоминания нормы поведения;
  • напоминайте ребенку об определенном способе поведения постоянно, а не от раза к разу;
  • не заигрывайте и не шутите, когда объясняете поведение.

К концу 3-летнего возраста возрастает объем и прочность запоминания, на первый план выходит словесная память, появляется новый процесс памяти — воспроизведение и, наконец, формируются предпосылки для способности целенаправленного запоминания информации.

1004
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...